Финляндия: государству всеобщего благоденствия пришел конец (мнение писателя и культуролога) » E-news.su
ЧАТ

Финляндия: государству всеобщего благоденствия пришел конец (мнение писателя и культуролога)

11:19 / 05.07.2018
1 108
0

Социальная политика будущего не предполагает ответственности государства перед гражданами. В дальнейшем ответственным за качество своей жизни будет сам гражданин. Так пишет в специальной колонке для Новостной службы Yle финский писатель и культуролог Яри Эрнрут.

Ре­фор­ма соц­здра­ва – это лишь начало, а модель ак­тив­но­сти – это легкое ду­но­ве­ние бу­ду­ще­го. Уста­рев­шая кон­цеп­ция го­су­дар­ства все­об­ще­го бла­го­ден­ствия до­бра­лась до своего идео­ло­ги­че­ско­го, по­ли­ти­че­ско­го и эко­но­ми­че­ско­го за­вер­ше­ния. В сле­ду­ю­щий созыв пар­ла­мен­та начнет про­ис­хо­дить небы­ва­лая пе­ре­строй­ка фин­ской об­ще­ствен­ной по­ли­ти­ки.

По моим оцен­кам, мы начнем пе­ре­ход от модели бла­го­ден­ствия(hyvinvointimalli, well-being) к модели «бла­го­дей­ствия» (hyvätoimintamalli, well-doing), при ко­то­рой от­вет­ствен­ность за ка­че­ство жизни сво­бод­но­го ин­ди­ви­да воз­вра­ща­ет­ся от го­су­дар­ства к тому, у кого она и должна быть: к самому ин­ди­ви­ду.

Те, кто живет на раз­лич­ные со­ци­аль­ные по­со­бия и поль­зу­ет­ся со­ци­аль­ны­ми услу­га­ми, должны по­ни­мать, что скоро все из­ме­нит­ся.

За­ви­си­мость от по­со­бий делает людей несво­бод­ны­ми под­дан­ны­ми го­су­дар­ства, а это про­ти­во­ре­чит духу про­грес­са, за­ло­жен­но­го в нашей кон­сти­ту­ции. Ли­бе­раль­ное об­ще­ство, со­став­лен­ное из сво­бод­ных лич­но­стей, может раз­ви­вать­ся только бла­го­да­ря улуч­ше­нию са­мо­сто­я­тель­но­го за­ра­бот­ка каж­до­го его члена, по­вы­ше­нию про­из­во­ди­тель­но­сти труда и спо­соб­но­сти людей вно­сить свой, име­ю­щий какую-либо цен­ность тру­до­вой вклад.

Иными сло­ва­ми, от зо­ло­то­го вре­ме­ни «го­су­дар­ствен­но­го ижди­вен­че­ства» в скором вре­ме­ни оста­нут­ся одни вос­по­ми­на­ния.

Со­ци­аль­ная по­ли­ти­ка 2020-х будет тре­бо­вать огром­но­го из­ме­не­ния со­зна­ния.

Во-первых, идео­ло­ги­че­ская основа марк­сист­ско­го кол­лек­ти­виз­ма и рав­но­го рас­пре­де­ле­ния дохода окон­ча­тель­но рухнет.

Во-вторых, по­ли­ти­ка кон­сен­су­са по­тер­пит крах, по­сколь­ку к этому при­ве­дут из­ме­не­ния в эко­но­ми­ке пуб­лич­но­го сек­то­ра, ко­то­рые необ­хо­ди­мо про­ве­сти.

В-тре­тьих, пре­тво­ре­ние в жизнь идей об­ще­ствен­ной спра­вед­ли­во­сти будет все больше со­пря­же­но с со­кра­ще­ни­ем без­от­вет­ствен­но­сти, «об­ще­ствен­но­го ижди­вен­че­ства» и жизни за чужой счет.

В-чет­вер­тых, со­ци­аль­ная по­ли­ти­ка 2020-х даст понять, что здо­ро­вье и бла­го­по­лу­чие не яв­ля­ют­ся целью до­стой­ной жизни, а обя­за­тель­ны­ми усло­ви­я­ми. Ми­ни­маль­ное бла­го­по­лу­чие нужно для того, чтобы сво­бод­ный ин­ди­вид мог со­сре­до­то­чить­ся на со­зда­нии чего-либо цен­но­го.

Читая на­пи­сан­ный 170 лет назад Карлом Марк­сом и Фри­дри­хом Эн­гель­сом«Ком­му­ни­сти­че­ский ма­ни­фест», невоз­мож­но не по­ра­жать­ся без­рас­суд­но­сти их ос­нов­ной идеи.

Со­глас­но со­ци­а­ли­сти­че­ской мечте, на­и­ме­нее об­ра­зо­ван­ный и за­ни­ма­ю­щий­ся при­ми­тив­ным фи­зи­че­ским трудом об­ще­ствен­ный класс, про­ле­та­ри­ат, ста­но­вит­ся ве­ду­щей силой ис­то­ри­че­ско­го про­грес­са, ломая ка­пи­та­ли­сти­че­скую ры­ноч­ную эко­но­ми­ку и част­ную соб­ствен­ность на орудия про­из­вод­ства.

В XX веке мы уви­де­ли, какой со­ци­а­лизм по­стро­и­ли до­брав­ши­е­ся до власти пред­ста­ви­те­ли ра­бо­че­го класса и как хорошо функ­ци­о­ни­ру­ет об­ще­ствен­ная соб­ствен­ность на сред­ства про­из­вод­ства и пла­но­вая эко­но­ми­ка. Неле­пая про­ле­тар­ская об­ще­ствен­ная си­сте­ма ни в коем случае не при­ве­ла к иде­а­лам ком­му­низ­ма.

Когда тень марк­сист­ско­го со­ци­а­лиз­ма оста­нет­ся в про­шлом, си­сте­му об­ще­ствен­ных услуг будут раз­ви­вать, ос­но­вы­ва­ясь на идеях клас­си­че­ско­го ли­бе­ра­лиз­ма и общей деон­то­ло­ги­че­ской этики.

Пока же в пар­ла­мен­те удив­ля­ют­ся тем, кто спо­со­бен думать неза­ви­си­мо и го­во­рит, что дик­ту­ет разум. В сле­ду­ю­щем де­ся­ти­ле­тии ин­ди­ви­ду­аль­ное пред­ста­ви­тель­ство в пар­ла­мен­те и за­вя­зан­ные на нем со­юз­ни­че­ские от­но­ше­ния станут при­выч­ны­ми, когда ав­то­ри­тар­ные партии начнут вос­при­ни­мать­ся как ин­сти­ту­ты, огра­ни­чи­ва­ю­щие пред­ста­ви­тель­ские функ­ции об­ще­ства сво­бод­ных лич­но­стей. Вместо вы­бор­ной модели, дающей пред­по­чте­ние пар­ти­ям, могут по­явить­ся сво­бод­ные двух­этап­ные выборы на основе ин­ди­ви­ду­аль­ных вы­дви­же­ний в кан­ди­да­ты.

Фак­то­ром, под­дер­жи­ва­ю­щим ста­биль­ность в по­ли­ти­ке, все более явно станет необ­хо­ди­мость бюд­жет­ных со­кра­ще­ний. Глав­ный ар­хи­тек­тор со­ци­аль­ной по­ли­ти­ки 60-х годов про­шло­го века Пекка Кууси счи­та­ет, что со­ци­аль­ные рас­хо­ды не должны пре­вы­шать 20 про­цен­тов. На деле эта гра­ни­ца уже выше.

Рас­хо­ды на услуги об­ще­ства все­об­ще­го бла­го­ден­ствия уже дважды вы­зы­ва­ли круп­ные фи­нан­со­вые кри­зи­сы во время обыч­ных для раз­ви­тия эко­но­ми­ки пе­ри­о­дов стаг­на­ции. В 1990-х и в 2010-х годах кризис привел к се­рьез­ным бюд­жет­ным со­кра­ще­ни­ям, когда доля рас­хо­дов на со­ци­аль­ные нужды пре­вы­си­ла рубеж в 30 про­цен­тов.

В со­ци­аль­ной по­ли­ти­ке 2020-х годов при­ня­тие ре­ше­ний и раз­да­ча пред­вы­бор­ных обе­ща­ний будет огра­ни­че­на бюд­жет­ны­ми рам­ка­ми, ко­то­рые будут пре­ду­пре­ждать кри­зи­сы и по­спеш­ные со­кра­ще­ния. По­вы­ше­ние ка­че­ства, на­при­мер, об­ра­зо­ва­тель­ных услуг будет на­мно­го ста­биль­нее, когда в пла­ни­ро­ва­нии фи­нан­си­ро­ва­ния учтены ко­ле­ба­ния эко­но­ми­ки.

Про­цент за­ня­то­сти необ­хо­ди­мо под­нять, а долю са­мо­сто­я­тель­но за­ра­ба­ты­ва­ю­щих по­вы­сить. Особой про­блем­ной груп­пой станут те, чья про­из­во­ди­тель­ность не будет до­ста­точ­на для тру­до­устрой­ства на сво­бод­ном рынке. Их необ­хо­ди­мо с по­мо­щью от­дель­ной си­сте­мы и без под­вод­ных камней на­пра­вить на за­ра­бот­ки хотя бы ча­стич­но в третий сектор и рынок га­ран­ти­ро­ван­но­го труда.

В по­ли­ти­ке в от­но­ше­нии здра­во­охра­не­ния необ­хо­ди­мо осо­зна­вать от­вет­ствен­ность за свой образ жизни и его по­след­ствия. Ме­ди­цин­ское стра­хо­ва­ние должно огра­ни­чить вы­пла­ты по осо­знан­но­му при­чи­не­нию вреда здо­ро­вью с по­мо­щью ин­ди­ви­ду­аль­ных до­го­во­ров. Каждый че­ло­век, упо­треб­ля­ю­щий в боль­ших ко­ли­че­ствах ал­ко­голь, каждый ку­риль­щик, каждый че­ло­век с из­бы­точ­ным весом, каждый, пре­не­бре­га­ю­щий фи­зи­че­ски­ми упраж­не­ни­я­ми и ве­ду­щий дурной образ жизни знает, что своим об­ра­зом жизни он губит свое здо­ро­вье и от­ни­ма­ет сред­ства у тех, кто ведет от­вет­ствен­ный, доб­ро­по­ря­доч­ный образ жизни.

Эта самая боль­шая неспра­вед­ли­вость, за­ло­жен­ная в наших ме­ди­цин­ских услу­гах, не может про­дол­жать­ся вечно, потому что рост затрат пре­вы­сит любые воз­мож­но­сти. Се­рьез­но боль­ные и ста­ре­ю­щее на­се­ле­ние в любом случае будут нуж­дать­ся в ле­че­нии.



У нас до сих пор есть люди, ко­то­рые по­лу­ча­ют ди­пло­мы бла­го­да­ря бес­плат­но­му об­ра­зо­ва­нию, а потом об­ви­ня­ют си­сте­му, что не могут найти работу по спе­ци­аль­но­сти.

В об­ра­зо­ва­тель­ной по­ли­ти­ке ин­ди­ви­ду­аль­ная от­вет­ствен­ность будет озна­чать то. что каждый должен по­лу­чать то об­ра­зо­ва­ние, с по­мо­щью ко­то­ро­го он сможет найти себе работу.

Сейчас у нас до сих пор есть люди, ко­то­рые по­лу­ча­ют ди­пло­мы бла­го­да­ря бес­плат­но­му об­ра­зо­ва­нию, а потом на­чи­на­ют об­ви­нять си­сте­му, если не могут найти работу по спе­ци­аль­но­сти. Такой уход от от­вет­ствен­но­сти – это ужас­ный пример того, к чему при­ве­ла уста­рев­шая кон­цеп­ция го­су­дар­ства все­об­ще­го бла­го­ден­ствия. Взрос­лые люди ведут себя, как дети, о ко­то­рых все­мо­гу­щее мать-го­су­дар­ство за­бо­тит­ся от утробы до могилы.

Если какой-нибудь смелый по­ли­тик вроде де­пу­та­та Су­сан­ны Коски вы­сту­па­ет за огра­ни­че­ние со­ци­аль­но­го ижди­вен­че­ства и тре­бу­ет у сво­бод­ных лич­но­стей са­мо­сто­я­тель­но­сти в образе мыслей и по­ступ­ках, по­вя­зан­ные со­ци­а­ли­сти­че­ским кол­лек­ти­виз­мом по­пу­ли­сты спешат за­клей­мить этого по­ли­ти­ка фа­ши­стом, хотя его рас­суж­де­ния пол­но­стью со­от­вет­ству­ют ба­зо­вым цен­но­стям нашей кон­сти­ту­ции.

В стране сво­бо­ды и про­све­ще­ния от­вет­ствен­ность за до­стой­ную, здо­ро­вую, доб­ро­по­ря­доч­ную и при­но­ся­щую при­быль жизнь воз­ло­же­на на лич­ность, то есть на каж­до­го из нас. По­сколь­ку мы, неза­ви­си­мые и сво­бод­ные люди, все же за­ви­сим друг от друга, будет честно, если все будут ста­рать­ся и вы­кла­ды­вать­ся по полной. На этом и только на этом прин­ци­пе от­вет­ствен­но­сти будет стро­ить­ся спра­вед­ли­вое об­ще­ство.

Когда ос­но­ван­ная на со­ци­а­ли­сти­че­ском рав­но­мер­ном рас­пре­де­ле­нии до­хо­дов модель бла­го­ден­ствия будет за­ме­не­на на модель «бла­го­дей­ствия», ве­ду­щей к личной от­вет­ствен­но­сти ин­ди­ви­да, анар­хи­че­ские па­ра­зи­ти­че­ские мечты рухнут, обя­зан­но­стей у каж­до­го члена об­ще­ства при­ба­вит­ся, а вся куль­ту­ра сможет раз­вить­ся до более вы­со­ко­го, эли­тист­ско­го уровня.

Автор статьи - из интересной семьи (одна из богатейших и влиятельнейших Финляндии, владеют фискарс, например) - https://fi.wikipedia.org/wiki/Ehrnrooth
Источник

Новостной сайт E-News.su | E-News.pro. Используя материалы, размещайте обратную ссылку.


Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter (не выделяйте 1 знак)

Не забудь поделиться ссылкой

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 10 дней со дня публикации.